ГКОУ МО
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья
«Доверие»

ГКОУ МО «Доверие»
(официальный интернет сайт)

отчет о деятельности учреждения



 Государственное казенное общеобразовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья "Доверие"

 

Отчет и анализ учебно-воспитательной работы

за 2016-2017 учебный год.

В  Постановлении Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 г. Москва "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" большое внимание уделяется такому виду деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как обучение и образование.

5. Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот, в которых созданы необходимые условия для их содержания, воспитания и образования, соответствующие их состоянию здоровья и потребностям.

24. Дети с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии обучаются по адаптированным общеобразовательным программам.

51. р) оказание детям квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;

54. К видам деятельности образовательных организаций наряду с видами деятельности, указанными в пункте 51 настоящего Положения, относятся следующие виды деятельности:

а) реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ;
б) реализация адаптированных основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ.

За время своего существования с 1948 года  наше учреждение накопило огромный опыт  обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время все воспитанники обучаются по основным адаптированным общеобразовательным программам. Из 31 учащегося 5 занимаются по индивидуальным программам обучения в силу своих интеллектуальных особенностей.

На сегодняшний день учебный план на 2016-2017 учебный год в основном выполнен, учебные программы практически пройдены. Поэтому мне хочется сказать о некоторых итогах обучения за этот учебный год.

30 % учащихся усвоили программу на хорошо и  отлично, 15 % - окончили учебный год с одной тройкой,  при этом уровень овладения общеучебными навыками  в среднем по школе составил 66%.

Результаты проверки техники чтения свидетельствуют о том, что 93% учащихся  успешно овладевают навыками чтения, качество чтения составило 70 %.

     В  сравнении с результатами проверки техники чтения на  входном контроле наблюдается положительная динамика результатов. КО выросло на 2%.

 

Уровень сформированности практических навыков по трудовому обучению  в этом учебном году составил 81%. Уровень выполнения программы по трудовому обучению в 4 классе составил  80%, в 5 – 78%, в 6 – 85%. Алексей Викторович, на открытом уроке показал, как ученики 4 класса умеют работать за станком, пользоваться столярными инструментами, выжигательным прибором, выполнять работу, соблюдая инструкцию, читать технические карты.

 

Уровень сформированности практических навыков по музыке ритмике, ЛФК   в этом учебном году составил 73%.

Хотелось бы отметить некоторые результаты и воспитательной работы нашего учреждения. Оценка продуктивности нашей работы по формированию определенных качеств личности воспитанников и подготовке их к самостоятельной жизни видна из результатов анализа выставленных воспитателями оценок по 8 направлениям воспитательной работы.

Анализ результатов исследования уровня реализации воспитательных задач 2016 - 2017 учебный год показал, что в среднем задачи выполнены на   59%.

Очень продуктивно в нашем учреждении работает и система дополнительного образования. Все воспитанники занимаются в различных кружках и секциях  65%  посещают не один кружок.  

Приведенные выше результаты говорят о высоком  качестве и профессионализме всего педагогического коллектива.

Наши педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации, посещают  Всероссийские, областные  семинары и конференции. Перенимают опыт своих коллег и сами охотно им делятся на заседаниях педагогического совета, методических объединениях учителей и воспитателей, а также знакомятся с новейшими разработками в сфере обучения детей с ОВЗ в сети интернет на различных образовательных сайтах.

 

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. Инновационность всегда была свойственна педагогам,  как важнейшая характеристика, отражающая процесс развития педагогической науки и практики. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

 Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Одним из условий правильной организации коррекционного процесса  является знание  структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей детей. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.

 

В педагогике понятие «инновационная деятельность» имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии ОУ по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.
Инновационные технологии предполагают:

- повышение уровня мотивации к учебному труду;

- формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность при активной поддержке учителя;

- постоянное повторение, систематизация знаний проговаривание вместе с учителем;

- ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;

- создание когнитивной схемы мышления;

-воспитание чувства собственного достоинства; 

- в основе - дифференциальный подход;

- хорошее знание теоретического материала успешность обучения;

- создание проблемной ситуации.

Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

 

Одна из технологий которую используют на своих уроках и занятиях наш педагоги это:

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации — проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

В основе технологии коррекционно-развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др. Научное обоснование теории она получила в трудах Л. С. Выготского, который выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средой развития учащихся.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка. Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

Это обучение, направленное на исправление каких-либо отклонений в развитии ребенка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, то есть развитием механизма компенсации, которое осуществляется на программном учебном материале. Речь идет не только о достижении предметных результатов, но и о развитии у учащихся высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления). Особенно это важно в отношении детей с ОВЗ. В данном случае учитель обращает больше внимания не столько на  количество слов, примеров, заданий, а на качество работы каждого ученика, как была задействована в учебном процессе система анализаторов; как менялся вид деятельности ученика; была ли на уроке создана ситуация, при которой он самостоятельно обрабатывал учебную информацию, и включала ли эта ситуация элементы проблемного, познавательного аспекта, стимулирующих учащихся к активной мыслительной деятельности и т.п.

Таким образом, целью коррекционно-развивающего обучения является создание условий, способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению учебного материала.

В нашем учреждении имеется отдельный кабинет психолога, в котором организуются индивидуальные и групповые занятия. Обучающиеся постоянно посещают занятия. На индивидуальных занятиях педагог-психолог Комарова Н.М. занимается развитием мелкой моторики, пространственной ориентации, коррекцией внимания и мышления, развитием памяти. Дети  занимаются по программе сенсомоторного развития, в том числе с помощью компьютерной программы ПервоЛого. Все занятия сопровождаются работой по коррекции поведения и взаимоотношений между детьми и детьми и взрослыми. Все дети-инвалиды включены в групповую или индивидуальную коррекционную работу. Так же в кабинете установлено сенсорное  оборудование, предназначенное для снятия  психологических нагрузок, для расслабления, релаксации, а также для обучения.

Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, видео).

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий и других  видов деятельности путем моделирования коррекционно-развивающей среды. Общение с компьютером вызывает у детей интерес - сначала как игровая, а затем и как познавательная деятельность.

В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Использование ИКТ позволяет делать уроки более разнообразными.
1. Позволяют расширить представления учащихся о об окружающем мире.

2.Уроки-презентации помогают лучше запомнить и усвоить материал.
3.Уроки с использованием Интернет-ресурсов позволяют привлечь большое количество полезного и актуального материала.

4.Использование обучающих программ и игр вносит разнообразие в учебный процесс, помогает учащимся лучше усвоить и закрепить материал.

Наши педагоги все  прошли курсы Применение ПСПО в проф. Деятельности. В качестве добровольного пожертвования в 2012 г.  ООО «Бизнес Меридиан» поставил   для нашего учреждения 5 комплектов интерактивного оборудования с мультимедийными проекторами и провели курсы по использованию данного оборудования в образовательном процессе.

В качестве реализации государственной   программы Московской области «Образование Подмосковья на 2014-2018 годы» наше учреждение получило интерактивное оборудование в виде 3 х комплектов SMART  и 2 комплектов аппаратно-программного комплекса. Которые наши педагоги сейчас успешно осваивают и применяют на своих уроках и занятиях.

Личностно – ориентированные технологии

 

         В центре их внимания неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

         Цель: максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Одна из форм личностно-ориентированной технологии -  Технология интерактивного обучения. Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.) Технология обучения во взаимодействии основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. Конечно, для педагогов не новы такие формы обучения во взаимодействии, как - диалогическая, - парная; - групповая; - игровая. Это так называемые традиционные формы обучения. Главная же идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе! Это делает процесс изучения предмета интересным, формирует и развивает у учащихся мотивированный интерес к предмету. Используемые методы интерактивного обучения направлены на усиление роли активности учащихся. Поэтому применение интерактивного метода обучения в школе является, сегодня очень актуальным. Применение интерактивных форм урока обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует к поиску новых идей.

Игровые технологии  обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность детей. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения. Учить играя - оспаривать эту заповедь не станет никто. Дети с удовольствием выполняют предложенные игровые задания. Игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Именно интерес двигает поиском, догадкой. Под влиянием познавательного интереса деятельность становится продуктивней.

 

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ:

Музыкотерапия– это лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

Изучая педагогическую литературу, мы пришли  к выводу, что одним из эффективных средств развития и коррекции эмоциональной сферы, способным помочь  детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, является музыка.

Музыка – одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Восприимчивость к прекрасному  не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки. Музыка несет в себе огромную созидательную силу. Звуки музыки способны всколыхнуть детскую фантазию и подарить  необыкновенные образы.

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми коррекционные возможности музыкотерапии  позволяют расширить  круг эффективного воздействия на ребенка, решить многие развивающие задачи и оказать  лечебное воздействие.

Групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями  необходима как способ воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических, умственных и эмоциональных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.

 

Технология тестирования

Проблема выбора метода оценки качества усвоения знаний является важной и значимой при выполнении образовательной программы. В связи с этим сегодня актуален вопрос о том, как правильнее и справедливее определить это качество. Для формирования успешного и объективного подхода важно, чтобы система контроля знаний обучающихся являлась разноплановой: ориентированной на проверку навыков, знаний и умений а также на выявление творческих способностей учащихся и их целостного личностного и связанного с ним эмоционального отношения к изучаемым предметам.

Качество усвоения учебного материала зависит от многих условий, среди которых важную роль играет контроль. Педагогический контроль направлен не только на определение степени соответствия приобретенных учащимися знаний и умений поставленной учебной цели, но и на управление познавательной деятельностью учащихся в целом.

В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) - это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.

Цель тестирования: получение объективной информации по усвоению учащимися знаний, умений, навыков, выяснение возникших затруднений.

Варианты заданий индивидуальны для каждого учащегося. Содержание таких тестов рассчитано на различный уровень умственной деятельности, ответы на задания предполагают их дифференциацию, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся. Выполняя общеклассное задание, слабые ученики отвечают на уровне узнавания, средние – воспроизведения знаний, сильные – применения своих знаний, преобразуя их относительно новым условиям.

Тесты являются эффективным средством контроля наряду с другими методами.

Таким образом, инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность педагога на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению качества образования.

Высокие достижения педагога в учебной деятельности являются фактором, существенно развивающим личность. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то значительное, новое, достойное внимания, педагог и сам растет, поскольку "в творческих, доблестных делах человека — важнейший источник его роста".

В рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который  вступает в силу с 1 сентября 2016 года  инновации имеют огромное значение. По сути сам ФГОС - это инновационный продукт, и каждому современному учителю приходится быть немного новатором.

С целью реализации ФГОС ОО с УО(ИН)  перед нашим учреждением ставятся новые задачи:

в кадровом обеспечении,

в создании специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития  способностей и творческого потенциала каждого обучающегося;

в обеспечении вариативности и разнообразия содержания АООП и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;

в разработке содержания и технологий образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей.

На сегодняшний день в учреждении развернута большая организационная деятельность по введению Стандарта:

В годовой план работы на 2016-2017 учебный год были включены следующие задачи:

Основная задача: внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования  для учащихся с умственной отсталостью  путем совершенствования  деятельности педагогического коллектива, обеспечения системы медицинской и психолого-педагогической  и социальной поддержки обучающихся,  создания условий пребывания детей, приближенных к домашним.

Для учителей: совершенствование педагогического мастерства учителей по овладению новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя.

Проведены педагогические советы и заседания МОУ с целью изучения основных положений Стандарта.

  «Внедрение ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями  в образовательное пространство школы-интерната с целью формирования эффективно работающей модели коррекционного ОУ, как социального института, обеспечивающего стабильную социальную интеграцию воспитанников в современном мире»

Ознакомление и обсуждение ФГОС общего образования  для учащихся с умственной отсталостью. Основные положения ФГОС.

 

Педагогическими сотрудниками осваиваются и внедряются в обучение новые  образовательные технологии для детей с особыми интеллектуальными потребностями.

8 членов педагогического коллектива посетили семинары по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что подтверждено соответствующими сертификатами. 3 сотрудников в настоящее время проходят курсы повышения квалификации.  С целью получения удостоверения на право вести образовательную деятельность в 1 классах,  которые сформируются в год внедрения Стандарта, то есть с 1 сентября 2016 года.

Приобретается специальное учебное оборудование для создания необходимых условий для получения образования обучающимся с интеллектуальными особенностями (специальные учебные пособия, дидактический материал, развивающие игры и др.)

В качестве дальнейшей реализации основной ступени  подготовительного периода внедрения  ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в нашем учреждении  создана  рабочая  группа по сопровождению внедрения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Каждая кандидатура  рабочей группы рассматривалась на заседаниях МОУ и МОВ.  На данном педсовете нам необходимо утвердить её состав.

В заключение своего выступления мне хочется отметить,  что руководствуясь Приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", Постановлением   Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 г. Москва "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"  и др. Правительственными документами  еще многие задачи остаются нерешенными нам предстоит их решить в ближайшее время.



Отчёт о результатах самообследования

Ссылка на документ "Мониторинг учебно-воспитательной работы 2016 - 2017 уч. год"